Существует хорошо известные пять основных чувств: зрение, слух, вкус, осязание и обоняние, но кроме них существует еще два спрятанных, подсознательных чувства, которые одинаковы важны:
- чувство движения (вестибулярная система). Рецепторы во внутреннем ухе посылают сигналы в мозг, чтобы сказать нам, где наше тело находится в пространстве и скорость, с которой мы движемся. Они дают нам возможность узнать, что мы находимся вверх ногами, например, во время кувырканья.
- чувство положения тела (проприоцепция). Проприорецепторы в наших мышцах и сухожилиях говорят о положении тела, например, что наша рука поднята над головой, и какое усилие мы для этого делаем.
Нам необходима информация, чтобы обойти препятствие, найти что-то в темноте или оценить силу необходимую для забивания гвоздя. Обработка различной сенсорной информации мозгом является жизненно важной для развития крупной и мелкой моторики и хорошей координации. Она также имеет глубокое влияние на аспекты нашего развития, которые могут казаться несвязанными с чувствами.
Все дети любят сенсорные впечатления. Только подумайте, как сильно некоторые дети любят качаться и кататься на каруселях в парке или бегать по кругу как сумасшедшие. Это не только приносит наслаждение, а также эти впечатления важны с точки зрения развития, и дети находят пути удовлетворения своих потребностей.
Что можно сделать, чтобы улучшить сенсорную интеграцию?
- играйте в саду или ходите на игровую площадку, чтобы покататься с горки, покачаться, покружиться, попрыгать, полазить и покувыркаться;
- прыгайте на батуте и плавайте;
- имейте игрушки, безопасные для рта – игрушки для прорезывания зубов, игрушки, в которые нужно дуть, например, свисток;
- поощряйте «грязные» игры – лепите пирожки из грязи, рисуйте пальчиками, лепите из теста, готовьте, играйте на подносе с кремом или пеной для бритья;
- играйте в игры типа «куча-мала» - крепкие объятия, щекотки, массаж, заворачивания в одеяло и катания по полу.
|