Ступеньки
Методика направлена на исследование детско-родительских отношений. Она помогает маме и папам посмотреть на ребенка и его черты под другим углом, а именно вследствие своего родительского влияния.
Итак, задача состоит в том, что родителям раздается бланк с рисунком ступенек и озвучивается инструкция "Каким Вы видите своего ребенка в будущем, выделите 5 признаков (не обязательно только положительные черты можно указывать). Затем выберите одну черту с которой хотите поработать подробнее и напишите ее вверху Ступеней, которые изображены на бланке. На ступеньках ведущих вверх напишите ваши действия, которые стимулируют развитие данной черты, а на ступеньках, ведущих вниз - действия, стимулирующие развитие противоположной черты ".
На выполнение задания дается 5-10 минут. Затем результаты обсуждаются в кругу.
Семейная социограмма
Тест "Семейная социограмма" позволяет выявить место изучаемого в системе межличностных отношений и, кроме того, определить характер коммуникаций в семье - прямой или опосредованный.
Автор: Е.Г. Эйдемиллер
Данная методика является прекрасным терапевтическим инструментом, ведь помогает родителям посмотреть на ситуацию в семье «сверху» и оценить существующие взаимосвязи.
Для проведения теста испытуемым выдают бланки: на каждом бланке нарисован круг диаметром 110 мм.
Члены семьи выполняют задания индивидуально.
Инструкция: "Перед Вами на листе изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя, членов семьи в форме кружочков и подпишите их имена ".
Существует другой вариант методики, предложенный В. В. Ткачев. В данном варианте раздается три бланки с изображением круга и инструкция звучит так: «Перед вами три круга. Каждый из них изображает вашу семью на определенном этапе ее жизни (моя семья до рождения ребенок, моя семья после рождения ребенка, моя семья сейчас). Нарисуйте в каждом из кругов себя самого и членов своей семьи в форме кругов и надпишите их. »
Интерпретация результатов
Существуют критерии, по которым проводится оценка результатов тестирования:
1) число членов семьи, попавших в площадь круга и очередность их изображения;
2) величина кругов;
3) расположение кругов относительно друг друга, дистанция между ними - говорит о характере взаимоотношений между членами семьи.
Оценивая результат по первому критерию, следует сопоставить число членов семьи, изобразил исследуемый с реальным. Возможно, что члены семьи, с которыми испытуемый находится в конфликтных отношениях, не попадут в большой круг, они будут забыты. В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен как член семьи.
Далее мы обращаем внимание на величину кругов. Больше по сравнению с другими круг "Я" говорит о достаточной или завышенную самооценку, меньше - о пониженной самооценке. Размер кругов других членов семьи говорит об их значимости их в глазах испытуемого.
Следует обратить внимание на расположение кругов в площади круга и по отношению друг к другу. Расположение исследуемым своего кружка в центре круга может говорить о эгоцентричность личности, а расположение себя внизу, в стороне от других цепей, символизирующие других членов семьи, может указывать на переживания эмоциональной отверженности.
Наиболее значимые члены семьи изображаются в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.
Наконец, большую информацию можно получить, проанализировав расстояния между кругами. Удаленность одного круга от других может говорить о конфликтных отношениях в семье. Своеобразное "слипания", когда круга наслаиваются один на один, сталкиваются или находятся друг в друге, говорит о недифференцированных "Я" у членов семьи, наличие симбиотических связей.
Круги могут быть расположены в линейном порядке, свидетельствует о формальном подходе к исследованию или отсутствия теплых отношений.
Если круги расположены в свободном расположении, в разной удаленности друг от друга, это свидетельствует об определенной степени близости между членами семьи.
Матери иногда будто прилепляют в свой круг маленький круг, который означает ребенка, а у бывшего мужа и отца ребенка может оказаться по большому кругу, то есть за пределами семьи, или вообще исчезнуть.
Встречаются также варианты, когда в круг помещается лицо члена семьи, таким образом формальная схема очеловечивается.
Изображения членов семьи на трех этапах ее жизни позволяет определить структуру семьи и лиц, которые не выдержали трудностей, связанных с уходом за ребенком. Важным преимуществом этой методики также то короткое время, в течение которого можно получить результат и составить представление о семье.
Четыре зоны Гиппенрейтер
Правила и ограничения обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Они помогают структурировать мир, дают ощущение стабильности. Но не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
Найти золотую середину прекрасно получилось в Ю.Б Гиппенрейтер, которая описала четыре цветные зоны поведения ребенка: зеленую, желтую, оранжевую и красную.
1. В зеленую зону автор поместила все то, что разрешается делать ребенку на его собственному усмотрению или по желанию. Например, в игрушки играть, в какой кружок записаться, с кем дружить ... В зависимости от возраста ребенка и его особенностей.
2. Действия ребенка, в которых ей предоставляется относительная свобода, находятся в желтой зоне. Ей разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определенных ограничений. Другими словами, она может решать сама, но при условии соблюдения некоторых правил. Например, можно сесть за уроки, когда хочешь, но надо закончить работу к 8:00 вечера.
3. В оранжевой зоне находятся такие действия ребенка, которые в целом нами не приветствуются, но в силу особых обстоятельств сейчас допускаются. Например, после долгого отсутствия папа приезжает в 10:00 вечера, и ребенку позволяют не ложиться спать до его появления. Или: малыш напуган страшным сном, и мать берет его в свою постель, пока он не успокоится.
4. Наконец, в последней, красной, зоне находятся действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. Это наши категорические «нельзя», где не может быть исключений: нельзя играть с огнем, ломать вещи, оскорблять маленьких, перебегать дорогу ...
На основе данного материала я решила сделать упражнение, которое поможет родителям проанализировать собственную систему правил и посмотреть со стороны насколько жесткой или наоборот мягкой она.
В цветной бланк родителями заносятся те правила, которые действуют в семье соблюдая зон, которые определила Ю. Б. Гиппентрейтер. Этот этап достаточно важен, поскольку демонстрирует знание правил самими родителями. У меня на тренинге была мама, которая не могла разобраться что, куда, в какую зону писать. Как вы думаете, если родителям сложно ориентироваться в правилах, то детям как? Из обсуждения оказалось, что действительно с соблюдением правил у ребенка есть проблемы.
После обсуждения существующей системы правил следует следующий этап - родителям предлагается попробовать переставить правила или на ступеньку ниже, или на ступеньку выше. По опыту могу сказать, что большинство родителей начинают понимать, что слишком много «нельзя» существует в жизни их ребенка. И самое главное - они начинают описывать способы как бы изменить ситуацию.
|