Задержка речи может являться результатом основных нарушений, связанных с переработкой сенсорной информации.
Способность к нормальному общению связана с множеством неврологических аспектов. К примеру, у ребенка есть проблемы с восприятием информации, и он не может понять, откуда звуки исходят, либо попросту их путает. Естественно, данные нарушения окажут влияние не только на понимание малышом других людей, но и на выразительность его собственной речи.
Проблемы тактильного или проприоцептивного восприятия могут сказаться на развитии орально-моторных навыков. Использование языка, губ и других органов, принимающих участие в артикуляции, - это один из самых сложных навыков, особенно для ребенка, который только учится говорить.
Движения этих мускулов позволяют правильно произносить не только отдельные звуки, но и их сочетания: слоги, слова, фразы, предложения. Иногда такие малыши могут произносить звукосочетания и слова, но, как правило, это происходит неосознанно, когда ребенок не задумывается об этом. Однако тогда, когда взрослые просят таких детей повторить то же самое слово еще раз, они не в состоянии осуществить в правильном порядке те действия и движения, которые необходимы для правильного произношения.
У ребенка с орально-моторными проблемами могут возникать трудности при жевании, сосании, и произношении определенных звуков. У таких детей могут быть слабо развиты мышцы лица: оно выражает скуку, безразличие, никаких эмоций или же подавленность. Ребенок может дышать ртом. Помимо этого, у детей с сенсорными нарушениями отмечается мышечная гипотония. Это означает, что мышцы челюсти, щек, языка и губ развиты достаточно слабо.
Проблемы, связанные с осязанием, также могут помешать способности ребенка к нормальной артикуляции, и, как следствие, развивается задержка речевого развития.
Что же важно для возникновения речи?
1. Невербальное общение (мимика, жесты, язык тела) – первый показатель мотивации ребенка, его желания общаться. Ребенку важно захотеть говорить.Ваш ребенок хочет говорить?
2. Восприятие и понимание речию. Ваш ребенок понимает речь?
3. Слух, особенно фонематический слух – основа развития речи (звуковой и смысловой сторон). Начните с неречевых звуков, научите ребенка на слух различать кастрлю и деревянные ложки.
4. Умения подражать. Подражание – основа обучения и развития ребенка. Подражание движениям губ, языка, щек – основа звукопроизношения. Начните с пассивной артикуляционной гимнастики. Можно сделать легкий массаж мимических мышц и органов артикуляции, естественно, когда ваш малыш находиться в хорошем расположении духа – легонько погладить, пощипать лобик, щечки, носогубные складки, губы ребенка.
5. Дыхание. Артикуляция и звукопроизношение тесно связаны с дыханием.Правильное дыхание, речевой выдох делают речь плавной, мелодичной, чистой. Сначала пойте гласные. И обязательно работайте над дыханием. Будет выдох-будет речь. |