Когда ребенок ударяет другого ребенка, потому что они столкнулись, это может быть дракой или ответом на то, что к нему прикоснулись. В случае тактильной оборонительной позиции, нет вины ребенка в том, что его не учили не драться, или вины родителей, что они не воспитывают его дома. Вы должны обратить внимание на определенную поведенческую проблему и понаблюдать какое событие или какие стимулы из окружающего пространства имели место быть, когда случился «поведенческий инцидент» у ребенка.
Если это действительно нарушение обработки сенсорной информации, то здесь нужен другой подход, чем при простых проблемах с поведением.
Вот список проблем поведения, которые могут быть обусловлены нарушением обработки сенсорной информации:
Чрезмерные энергия или уровень активности: Ребенок не способен сидеть спокойно, постоянно в движении.
Необыкновенно низкий уровень энергичности и активности: Ребенок может выглядеть вялым, незаинтересованным в словах или действиях, или быть малоподвижным большую часть дня.
Частая импульсивность: Ребенок не способен контролировать свои импульсы и может вскочить с места, не может контролировать свое поведение, может быть агрессивным и/или часто может «сболтнуть» что-нибудь, не подумав.
Низкий уровень объема внимания и патологически повышенная отвлекаемость: У ребенка могут быть трудности с концентрацией на одном виде деятельности или задании любой продолжительности, он отвлекается на каждый взгляд, звук, запах и/или движение, которое он видит.
Трудности с моторной координацией и проблемы с мышечным тонусом: Ребенок может выглядеть неуклюжим, или как «мокрая лапша», сутулиться или складывать голову себе на руки во время работы за столом, совершать неловкие движения и/или иметь частые травмы или ушибы.
Трудности с планированием моторики действия: У ребенка могут быть трудности при занятиях спортом, письме, удержании равновесия, использовании столовых приборов, катании на велосипеде, хлопаньи в ладоши или одевании.
Частое переключение рук при манипуляциях с предметами: У ребенка может не быть доминантной руки при письме к возрасту 5 лет, может часто переключать руки, когда режет, пишет и так далее, или может бросать мяч обеими руками по очереди.
Слабая координация «глаз-рука»: Ребенок может иметь неряшливый почерк, сложности с тем, чтобы отрезать или нарисовать прямую линию, поймать мяч или завязать свои ботинки.
Значительная сопротивляемость всему незнакомому: Ребенок может ощущать беспокойство в следующих ситуациях или отказываться пробовать новую еду, встречать новых людей, участвовать в новых видах деятельности или спать в другой обстановке.
Трудности с переходом от одного вида деятельности или ситуации к другой: Ребенок может испытывать приступы раздражения, упрямиться, или чувствовать сильную тревогу, когда он заканчивает один вид деятельности и начинает другой. У него могут возникнуть трудности, когда он покидает какое-либо место или приступает к следующему делу (например, купание, сон, прием пищи).
Низкая толерантность к фрустрации: Ребенок может расстроиться, кричать или испытывать приступы раздражения из-за того, что что-то идет не так, как ему того хотелось, или если у него возникают трудности в учебе. Он будет быстро отказываться от заданий, если они трудны для него.
Трудности с саморегуляцией: У ребенка могут быть трудности с устойчивостью настроения или поддержанием оптимального уровня возбуждения. Он может быть не в состоянии успокоиться после какого-то вида деятельности или не может заставить себя приступить к какой-то деятельности. Его уровень возбуждения может меняться от минуты к минуте или ото дня ко дню, что может быть одной из самых сложных поведенческих проблем!
Трудности в «учебе»: Ребенок может иметь от умеренных до серьезных проблем в учебе, так как ему тяжело даётся обучение и овладение новыми понятиями и умениями.
Значительные проблемы поведения, связанные с социальными навыками: ребенок может иметь трудности при общении с другими детьми. Он может вести себя изолировано, доминировать, быть агрессивным или командовать, чтобы ему помогли регулировать и контролировать его сенсорное окружение.
Проблемы эмоционального поведения: Ребенок может иметь значительные проблемы с самооценкой (один из самых больших показателей нарушения обработки сенсорной информации), быть слишком чувствительным к критике и стрессовым ситуациям. Он может иметь трудности с установлением отношения к другим людям или пониманием своих собственных действий, мотивации и поведения.
Значительное раздражение и нежелание выполнять ежедневные дела: У ребенка возникают трудности с тем, чтоб одеться, идти спать, почистить зубы, покушать или принять душ. |