Необходимо запомнить, что до обучения глобальному чтению необходимо, чтобы ребенок выполнял 2 вещи:
1. Умел находить и сличать парные картинки, путем подбора ( утка у утке, машина к машине и т.п.)
2. Мог запоминать 3-4 картинки зрительно и удерживать их в памяти. У него на глазах называются картинки, а затем переворачиваются картинкой вниз. Ребенок должен запомнить, где какая картинка лежит.
Что потребуется для занятий:
1. Для обучения потребуется чистый альбом для рисования формата А4, (36-48 листов) карточки из плотного картона 10Х3 см со словами, четко написанными печатными буквами (черным фломастером), а также, яркие и четкие картинки и фотографии, размером 10Х15 .
2. На каждой странице альбома располагается не больше четырех картинок.
3. Под каждой картинкой располагается подпись черным фломастером ( печатными буквами (2-3 см) с таким же начертанием, как на отдельных карточках.)
Обучение глобальному чтению проходит по следующей схеме:
1. Рассматриваем вместе с ребёнком картинку и называем её. ( это утка)
2. Прочитываем с ребёнком слово, подписанное под картинкой, проводя по нему пальцем. ( Читай! Утка)
3. Ищем карточку с таким словом и подкладываем под картинку на слово. (Ищи, где написано, утка. Положи под картинку.)
4. Ещё раз прочитываем слово, желательно, чтобы ребёнок назвал слово сам.
5. Через какое-то время ребенок по вашей просьбе начинает выбирать произнесенное вами слово из 2-х карточек, потом из 3-х, 4-х и накладывать их на слово самостоятельно.
6. В итоге ребенок должен из 4-х табличек со словами найти по вашей просьбе нужное слово и подложить под нужную картинку. Картинки на завершающем этапе можно закрыть листочками бумаги, чтобы у ребенка был только графический образ слова перед глазами и картинки не являлись подсказкой.
1 страница.
На первой странице должны быть приклеены фотографии членов семьи с подписями: мама, папа, имя ребёнка под его фотографией ( например, Ваня), если есть братья и сестры, то их фото с именами.
Дополнительно нужно сделать таблички такого же размера, что подписи в альбоме, где будут написаны эти же слова без фотографий. Ребёнок рассматривает картинку (фотографию), а взрослый называет её. Затем взрослый берет указательный палец ребёнка и проводит им по слову, написанному под фотографией, прочитывая его. Потом взрослый предлагает ребенку карточку с таким же написанным словом и эта карточка накладывается на слово под картинкой. Инструкция для ребенка: «Где мама? Положи сюда! Молодец!» Таким образом накладываются все слова под все картинки. Через несколько занятий, которые должны проходить ежедневно, ребёнок должен вместе со взрослым прочитать слово на карточке, а потом самостоятельно положить слово под нужную картинку. В итоге ребенок должен самостоятельно прочитывать каждое слово на карточке, которую ему дают и правильно подкладывать это слово под картинку.
2 страница.
На второй странице должны быть 4 картинки с подписями: дом, сок , кот, мяч.
Ребёнок по той же схеме сначала за взрослым называет картинку, потом прочитывает под ней название, проводя по слову пальцем. Затем взрослый даёт ребёнку табличку с написанным словом и прочитывает его. Ребёнок смотрит на табличку со словом и повторяет его за взрослым. Необходимо добиться, чтобы через какое-то время ребёнок самостоятельно прочитывал слово по карточке, а затем подкладывал её под нужную картинку. Если ему это сложно сделать, или он сделал это неправильно, то необходимо вместе с ним прочитать табличку и положить её правильно, чтобы ребёнок запомнил.
3 страница.
На 3 странице должны быть картинки : лиса, дядя, утка, часы.
Работать необходимо по той же схеме
4 страница.
На 4 странице наклеены, или нарисованы картинки : море, рыба, ведро, лодка. (из 2-х слогов).
Работа идёт по той же схеме.
Как только ребёнок усвоил как подписана каждая картинка и научился подкладывать нужные слова на эти подписи под картинками /подписи к картинкам в альбоме/, нужно сделать отдельные карточки с этими же картинками или такими же картинками , где на одной стороне будет подпись печатными буквами, а на другой - сама картинка. Вы наверняка видели подобные комплекты, их часто используют для изучения иностранных языков: на одной стороне изображение , а на другой – соответствующее слово. Сначала перед ребенком выкладываются 2 карточки, потом – 3, а потом - 4 штуки словами вверх, картинкой вниз. Выбираем по 1 карточке и даём ребёнку прочитать слово, после этого переворачиваем карточку и показываем картинку. Инструкция: «Читай, что написано?.... Правильно, дом! Молодец! Давай посмотрим! Дом!» Ребёнок должен увидеть, что прочитанное слово совпадает с картинкой. Если он ошибся, повторите всю процедуру. Инструкция: «Нет, не правильно! Посмотри, что нарисовано? Дом? А теперь читай: дом! Давай еще раз проверим! – Дом. Молодец!»
5 страница
Должны быть слова из 3-х слогов: машина, корова, самолет, собака.
6 страница.
На 5 странице должны быть 4 глагола: ест, спит, сидит, моет.
Например: собака ест, девочка спит, кукла сидит, мама моет посуду или пол. Кто именно ест или спит в данном случае не важно, надо только, чтобы на картинке было изображено четкое действие. По той же схеме работаем с этими словами и карточками.
7 страница.
На 7 странице должны быть 4 фотографии с подписями : Мама ест. Мама спит. Мама сидит. Мама моет ( чашку).
В этом случае все действия должен совершать один персонаж. В нашем примере это – мама, и такие фотографии вполне можно сделать, ну, или подобрать картинки, где эти 4 действия будет делать, например, медведь или мальчик и т.д. Под каждой фотографией или картинкой надо написать соответствующее /написано/ предложение из 2-х слов. Первое слово напишите с /написано/ с большой буквы.
Схема работы такая:
1. Ребёнок вместе со взрослым называют действие на фотографии: Мама ест.
2. Проводят пальчиком по предложению и читают слова.
3. Взрослый даёт ребёнку слово «мама», ребенок называет слово и накладывает его на слово под картинкой. Если есть необходимость, взрослый помогает ему, НО НЕ ДЕЛАЕТ ЗА РЕБЕНКА!
4. Ребёнку дают слово «ест», он называет его и накладывает на написанное под картинкой. Получилось, что он выложил предложение из знакомых уже слов. Нужно ещё раз прочитать предложение вместе с ребёнком. В итоге он должен научиться самостоятельно раскладывать таблички со словами и прочитывать их.
8 страница.
На 8 странице должны быть 4 картинки с глаголами: пьёт, наливает, бежит, едет.
Работа идёт по той же схеме.
9 страница.
На 9 странице должны быть 4 фото с подписями : Папа пьёт. Папа наливает. Папа бежит. Папа едет ( на велосипеде, на машине …). Работаем по той же схеме.
10 страница.
На 10 странице должны быть 4 картинки с глаголами: играет, читает, рисует, моет.
Работаем по той же схеме.
11 страница.
На 11 странице должны быть 4 фотографии ребёнка с подписями: (Имя вашего ребёнка) Ваня играет. Ваня читает. Ваня рисует. Ваня моет (руки.)
Работаем по той же схеме, подкладывая под каждое слово карточку.
12 страница.
На 12 странице должны быть 4 картинки: Мама ест банан. Папа наливает сок… (Имя ребёнка) Маша пьёт сок. Маша рисует дом.
В предложение добавляется знакомое третье слово. Прочитываем предложение с ребенком, проводя по каждому слову пальцем, затем выбираем таблички и подкладываем под слово. Когда предложение составлено, прочитываем его ещё раз.
13, 14 страницы произвольно заполняются словами, которые хорошо говорит ваш ребёнок.
Например, ваш ребёнок произносит слова: дедушка, юла, лошадка корова, курица. Вы подбираете картинки на эти слова, наклеиваете их в альбом, подписываете и делаете карточки с этими словами. Дальше вы работаете по той же схеме. Можно составить с этими словами простые предложения.
Работать с альбомом нужно ежедневно, чтобы ребёнок запомнил написанные слова и мог легко их находить и соотносить с картинками. В среднем, темп работы - одна страница альбома за одну две недели. Вполне возможно, что ваш ребенок может усваивать материал чуть быстрее или чуть медленнее Так как у наших детей хорошая зрительная память, то они, как правило, достаточно быстро запоминают слова и начинают их читать целиком. Такое прочитывание очень положительно сказывается на правильном произношении слов, поскольку ребенок старается произнести все буквы в слове, и, стало быть, его речь постепенно будет становиться все более внятной.
Желаю успеха! |