В рамках центра "Даунсайд Ап" общение логопеда с ребенком носит больше консультативную форму, а ведь для выработки правильной и четкой речи малышу нужны регулярные систематические занятия, желательно не менее 2-3 раз в неделю.
Такой режим работы с ребенком можно осуществить при посещении детского дошкольного учреждения, где логопед имеет возможность проводить несколько индивидуальных занятий в неделю и раз в неделю включать его в групповое логопедическое занятие. Но в последнее время многие родители стали выражать свою озабоченность, а иногда и явное недовольство логопедическими занятиями, которые их ребенок получает в детском саду. Проанализировав рассказы родителей, я пришла к выводу, что основной причиной разочарования родителей является то, что они не смогли найти общего языка с логопедом, и часто совершенно не понимают, по какому пути движется их ребенок, какие задачи ставит логопед, и что должны делать родители, чтобы эффективно помогать ребенку и дома выполнять рекомендации и задания специалиста.
Поэтому захотелось помочь родителям наладить диалог с логопедом и дать элементарные знания о том, чем занимается этот специалист и как строить с ним совместную работу.
Родитель прежде всего должен знать, что ребенок, который занимается с логопедом в течение года должен пройти 3 основных этапа:
1 – Диагностический этап – логопед входит в контакт с ребенком и получает представление о состоянии его речевой деятельности, другими словами оценивает речь малыша. По результатам диагностического периода составляется перспективный план работы и ставятся задачи, которые желательно решить за этот период времени. Сразу после окончания диагностики родителям необходимо познакомиться и встретиться с логопедом, чтобы узнать, над чем в первую очередь он предлагает работать и в каком режиме это будет происходить. Здесь необходимо расспросить, по каким дням будет заниматься ваш ребенок, сколько занятий в неделю он будет иметь, какие материалы вам необходимо приобрести. Заранее стоит договориться с логопедом, по каким дням вы сможете с ним встречаться, чтобы задать вопросы и обсудить успехи ребенка, как вы будете получать домашние задания.
2 – Коррекционный этап, который подразумевает регулярные индивидуальные и групповые логопедические занятия в течение учебного года. На самом деле, это достаточно рутинная систематическая работа как собственно с ребенком, так и с родителями, которым необходимо объяснить, как следует вести домашние занятия с ребенком, чтобы добиться максимально возможного результата. На этом этапе контакт с логопедом должен быть еженедельным. От логопеда необходимо получить следующие сведения:
- понять суть дефекта над которым ведется работа;
- посмотреть упражнения, которые использует логопед в работе с ребенком;
- получить от логопеда детальную инструкцию для проведения домашних заданий;
- получить информацию о трудностях, которые могут тормозить работу.
На этапе коррекции очень много будет зависеть от того, как родители смогут организовать свою домашнюю работу с ребенком по отработке навыков, полученных на занятиях с логопедом. К сожалению, без систематической домашней работы речевые навыки, особенно фонетические (произношение) не закрепляются и быстро исчезают.
Для полноценной работы родителям необходимо:
- регулярно встречаться с логопедом и обсуждать как успехи, так и трудности в работе;
- стараться выполнять все задания специалиста;
- иметь тетрадь постоянной связи с логопедом;
- периодически, после взаимной договоренности, посещать логопедические занятия в детском саду;
- записывать на видео занятия с логопедом и просматривать их дома;
- показывать логопеду видеозаписи своих домашних занятий;
- записывать достижения ребенка и его неудачи, делиться этой информацией с логопедом и искать причины, которые помогут выработать единый курс коррекции;
- обсуждать с логопедом домашние упражнения, если вы чувствуете, что они слишком сложны для ребенка и он с ними не справляется;
- открыто делиться своими тревогами и задавать вопросы, когда они возникают.
Как только вы начнете действовать по этому сценарию, доброжелательно и заинтересованно, вы увидите, как начнет налаживаться ваш контакт и с ребенком и с логопедом. Нет ничего более непродуктивного, чем копить недовольство в себе, не встречаясь со специалистом, а потом делать вывод, что результатом логопедической работы вы остались недовольны.
Именно на этапе коррекции логопед должен быть вам соратником и учителем, так как никакие результаты не придут сами собой. Это долгий совместный труд и тут взаимопонимание со специалистом выходит на первый план. Доверие, анализ трудностей и совместная работа – вот основные ориентиры на этом этапе.
3 этап – Оценочно-контрольный, другими словами, подводящий итоги того отрезка пути, который логопед запланировал и выполнял вместе с вами. Здесь важны следующие действия:
- встретиться с логопедом и узнать его точку зрения, что получилось, а что нет;
- совместно проанализировать достижения и проблемы, которые имеются на этом этапе;
- заранее подготовить, а лучше записать вопросы, которые у вас возникли по речевому развитию ребенка;
- попросить у специалиста рекомендаций на период самостоятельной работы с ребенком;
- поинтересоваться, каких еще специалистов может рекомендовать логопед для эффективного развития ребенка;
- обсудить планы на ближайшее время.
Поверьте, все это очень простые шаги, которые должен сделать родитель на пути к сближению с логопедом, но приносят они очень много пользы. Не ждите месяцами, когда логопед предложит вам встречу, ведь у него не один ваш ребенок. Доброжелательно, но настойчиво сами идите на сближение, проявляя тем самым искреннюю заинтересованность в развитии своего ребенка. Специалисты любят неравнодушных родителей и всегда придут вам на помощь, а открытость и желание помочь своему малышу растопят сердце любого логопеда. Пробуйте, не стесняйтесь, делайте шаги первыми, а если возникнут вопросы, то логопеды и психологи нашего центра всегда помогут вам найти дорогу к любому специалисту.
С уважением,
Логопед Даунсайд Ап Панфилова Ирина Анатольевна. |