Артикуляционная гимнастика (автор Архипова Е.Ф.)
Цель: развитие кинестетических ощущений, усиление активности губ, языка и развитие их подвижности.
1. Пассивная гимнастика
Пассивная гимнастика, проводимая с детьми, направлена на усиление активности губ и языка и проводится с большим включением сопротивления мышц ребенка.
1) упражнения для губ:
- губы сближают вместе и растягивают их в стороны, пока не возникает сопротивление; собирают губы в трубочку, пока ребенок не начинает сопротивляться этим движениям. Побуждают ребенка тянуться губами к соске, пище, к шпателю с вареньем. Движение повторяют 3-5 раз ежедневно;
- создают уклады губ, необходимые в дальнейшем для произнесения звуков: «а», «о», «у», «и». Кроме того, повторяют все движения младенческого периода, предназначенные для детей.
2) упражнения для языка:
- шпателем надавливают на кончик языка, вызывая продвижение его сзади и подъем спинки языка;
- отклоняют язык шпателем в стороны от средней линии. Это упражнение проводят плавно, нежно, осторожно, чтобы ребенок воспринимал эти упражнения с положительной эмоцией;
- если у ребенка отмечается отклонения языка в полости рта от средней линии, то вначале язык продвигают в сторону отклонения, а затем уже в противоположную сторону. Это выполняют очень осторожно и плавно, постепенно добиваясь все большего объема пассивных движений в пораженную сторону. Движения 1, 2, 3 повторяют 5-6 раз ежедневно;
- вырабатывают схему жевания. При кормлении ребенка с ложки пальцы логопеда располагаются под подбородком ребенка и ритмично подталкивают нижнюю челюсть вверх-вниз при попытках ребенка к самостоятельному жеванию. Совершают 2-3 движения в процессе кормления.
2. Активная гимнастика
Вызывают активные движения языка, губ с помощью пищевого подкрепления. |